Масштабируем бизнес во франчайзинговые сети для увеличения чистой прибыли

X5 Retail Group продаст сеть «Перекресток Экспресс»

12.10.2017

Крупнейший в России ретейлер X5 Retail Group, управляющий сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», откажется от своей сети «Перекресток Экспресс». Формат «экспресс» приносит ретейлеру менее 1% выручки
 

X5 Retail Group решила сосредоточиться на трех основных форматах — универсамах у дома «Пятерочка», супермаркетах «Перекресток» и гипермаркетах «Карусель». Торговая сеть «Перекресток Экспресс», расположенная в Москве и состоящая из магазинов малой площади, будет выставлена на продажу, говорится в сообщении компании (есть у РБК). Для подготовки сделки Х5 выбрала банк «Ренессанс Капитал».
 

«Мы решили сфокусировать все внимание на развитии ценностных предложений «Пятерочки», «Перекрестка» и «Карусели», в частности, в Москве», — заявили в компании. Формат «экспресс» имеет определенный потенциал на российском рынке, но он слишком узок, поясняет исполнительный директор X5 Retail Group Игорь Шехтерман.

«Перекресток Экспресс» — небольшие магазины на центральных улицах Москвы. Это самый слабый формат ретейлера: по итогам девяти месяцев 2017 года его выручка сократилась на 11,1%, до 7,3 млрд руб. Для сравнения, за отчетный период «Пятерочка» показала прирост оборота на 30,3%, до 724,4 млрд руб., «Перекресток» — на 19,4%, до 132,3 млрд руб., «Карусель» — на 7,2%, до 63,3 млрд руб. Совокупный оборот X5 Retail Group за первые три квартала 2017 года составил 927,48 млрд руб.

«Экспресс» также оказался единственным форматом в портфеле ретейлера, который показал снижение среднего чека за девять месяцев 2017 года до 275,6 руб. по сравнению с 281,1 руб. за аналогичный период 2016 года.
 

«Перекресток Экспресс» был открыт в 2007 году совместно с партнерами X5 Retail Group. В 2010 году X5 Retail Group получила операционный контроль над сетью, а в 2011 году — полный контроль. Для повышения эффективности формата X5 Retail Group экспериментировала с магазинами «Перекресток Экспресс». Так, в начале 2017 года компания ребрендировала несколько магазинов сети под бренд «Еда». На конец сентября 2017 года в сети «Перекресток Экспресс» было 170 магазинов: за последние полгода было закрыто 24 магазина.

«Перекресток Экспресс» нельзя назвать проблемным форматом X5 Retail Group, он просто не отвечает требованиями группы по перспективам роста, говорит аналитик «Уралсиб» Константин Белов. Этот сегмент скорее подходит более мелким и нишевым ретейлерам, как «Магнолия» или «Азбука Вкуса», считает он. «И продажа сети, и обратный лизинг площадей «Карусели» — это оптимизация группы, а не попытка привлечь дополнительные средства», — отмечает аналитик. В начале октября стало известно о продаже гипермаркетов «Карусель» по схеме sale and leaseback (продажа недвижимости с ​последующим заключением долгосрочного договора аренды). Стоимость площадей гипермаркетов аналитики оценивают примерно в 20 млрд руб.

Долговая нагрузка X5 Retail Group находится на приемлемом уровне, замечает Белов. «Всю сеть необязательно купит один заметный игрок. Не исключено, что магазины будут распроданы частями небольшим ретейлерам», — предполагает он.

«Азбука Вкуса» может заинтересоваться некоторыми магазинами сети, но не более 20 объектами в Москве, рассказывает представитель ретейлера Андрей Голубков. По его словам, эти локации подходят по формат АВ Daily, который развивает компания. Представитель «ВкусВилл» заявил, что покупка сети не интересна компании.

Источник: РБК